Иппон в шотокан каратэ по определению Микио Яхара
[ Роберт Сидоли специально для сайта karatenomichi.ru, перевод: Йошико Сэрикава ]
Микио Яхара — известное имя в кругах шотокан: как спортсмен он обрел поистине легендарную известность. Он искренне верит, что занятия каратэ должны быть сосредоточены как на ментальном, так и на физическом достижении иппона. Каждую технику необходимо выполнять решительно, как будто это ваш последний шанс.
«Почему человек, внезапно уходящий из жизни, вызывает у нас уважение, и мы видим в этом прекрасное? К чему мы стремимся, когда рассматриваем каратэдо как боевое искусство, характеризуемое одним смертельным ударом, наполненным концентрацией — сделать или умереть. Мы хотим каждый момент жизни наполнить серьезностью, как на грани между жизнью и смертью. Именно в этом заключается красота техники каратэ, здесь скрыт его дух. Совершенствовать мастерство и дух так, чтобы прекрасное проявлялась даже в случайных поступках повседневной жизни. Путь каратэ — это искусство, постоянно формирующее характер. Давайте идти дорогой каратэ вместе». В этих словах заключена суть японского будо.
И хотя семинары под его руководством позволяют ощутить вкус его каратэ, понять истинную концепцию можно лишь после тренировки бок о бок с ним и его старшими учениками в Японии.
Занятия в хонбу додзё KWF, проводимые сэнсэями Микио Яхара и Акихито Исака, направлены, прежде всего, на предельные нагрузки пояса нижних конечностей. Урок обычно начинается с простейшей базовой техники, цель которой — заставить работать бедра. Связь бедер с туловищем должна быть предельной, чтобы заставить тело поворачиваться в ханми на максимум, 180 градусов. Здесь учат толкать, тянуть, поворачивать, — применять бедра во всех техниках.
Ученики прогрессируют до отметки, когда сжатие и выброс за счет сокращения мышц задней ноги образуют динамичное, взрывное действие. Напряжение и расслабление тела тесно связаны с движениями ног и вращением. Никаких поблажек: 7-го дана вызывают вперед, как 1-го кю; его технику анализируют и исправляют перед всем строем. Прежде всего, сэнсэй Яхара ожидает от учеников более глубокого понимания менталитета будо, не внешнего слоя искусства.
Недавно во время тренировки с сэнсэем Яхара я наблюдал, как он смотрит на свое отражение в зеркале. Поскольку я не мог оторвать глаз от учителя, было трудно сконцентрироваться на собственной технике. То, что я увидел, было удивительно: одним ои цуки он покрыл огромную дистанцию, за коротким подшагом сури аши задней ногой последовал взрывной уракэн той же рукой и возврат в камаэ. Откровенно говоря, меня это напугало. Понятно, почему он имел репутацию самого отважного и внушающего страх бойца JKA.
Дзию иппон кумитэ в додзё сэнсэя Яхара — на грани жизни и смерти. Каждый технический элемент исполняется на 100%. Около полутора лет назад я наблюдал за дзию иппон кумитэ сэнсэя Норио Кавасаки (6 дан) и его партнера. Мощь камаэ, чувство опасности в ожидании атаки, жесткость, досягаемость, серьезность атаки и возврат в камаэ были поразительными. Его партнер отвечал такой же решительностью и четкостью. Пришла очередь партнера, и он мощно атаковал в дзёдан, но Каваски ушел при помощи тай сабаки на расстояние, вдвое большее ожидаемого, и мгновенно последовала взрывная контратака: полное выпрямление задней ноги в сочетании с вращением тела выбросили Кавасаки на невиданное прежде расстояние. Одинаково резко Кавасаки вернулся в камаэ. Когда он сделал четкий шаг назад в исходное положение, у меня затаилось дыхание: заншин был очевиден. Я подумал: «Ага, это именно то дзию иппон кумитэ, которое ждет от нас сэнсэй Яхара».
Чтобы достичь такого ои цуки, необходимо следовать указаниям сэнсэя Яхара. Пять точек тела, останавливающиеся мощно и синхронно, формируют кимэ. Ударная и реверсная руки должны синхронно заканчивать движение как с толчковой и опорной ногами, так и с вращающимся тазом. Если одна из пяти точек выпадает, возможность полного кимэ теряется.
Он пользуется простой методикой преподавания для создания такой способности.
1. Встаньте в короткую и высокую левостороннюю дзэнкуцу дачи. Перемещайтесь вперед, немного приподнимая правую ногу и делая ей шаг вперед. Теперь вы правосторонней дзэнкуцу дачи. Когда ставите ногу на пол, концентрируйтесь на синхронизации всех составляющих удара: руках (хикитэ и учитэ), бедрах и туловище. Возможно, 50 движений будет достаточно для постановки синхронности и правильного чувства.
2. Убедившись в согласованной работе тела, попробуйте увеличить длину шага. Первый шаг — короткая стойка, второй — обычная, третий — максимальная длина. Каждый раз наносите удар ои цуки с одним и тем же чувством.
В другой раз я наблюдал за тренировкой Норио Кавасаки с Масааки Сайто, Шууичи Сэрикава и Мотойоши Такахаши. Дзию иппон кумитэ оправдало мои ожидания: очень похоже на шиай.
Сэнсэй Яхара указывал именно на те пункты, которые по его мнению приводили к победе в поединке. По существу, партнеры мерились силами, пытаясь получить оценку иппон. Атакующий нападал наугад, когда чувствовал, что время для атаки выбрано правильно. Другой пытался одержать победу за счет рассчитанной контратаки сэн но сэн, тай но сэн или, если все потерпело неудачу, го но сэн. Оценка присуждалась нападающему лишь в том случае, если он был первым, и его ои цуки или ои гэри было невозможно остановить. Если же атака была недостаточно сильной, а контратака была исполнена своевременно, мощно и могла бы сразить соперника наповал, то победу одерживал защищающийся. Скажу без прикрас, что нападение и защита были так сильны, что соперники падали от ударов на пол, собирались духом и с криком «гамбаттэ» атаковали снова. Каждое столкновение определяло лишь одного победителя. Обычно побеждал атакующий — настолько серьезными были его намерение и сила. Иногда случалось, что атака была слабой, в последующем камаэ недоставало заншин, и тогда с противоположной стороны обрушивался шквал техник, заставлявший поспешно отступить. Дух будзюцу оживлял, возбуждал и освежал. Британские ученики, сопровождавшие меня и сэнсэя Джима Льюиса во время одной из поездок в Японию, до сих пор впечатлены увиденным воочию Яхара-каратэ.