Статьи

Гроза Тэтсухико Асаи (ч.2)

Статьи
Часть 3
Тренировочные методы: делаем связки мягче
Tetsuhiko Asai, Japan Karate Shotokai
Tetsuhiko Asai, Japan Karate Shotokai
Сэнсэй Асаи дает следующее определение, почему необходимо делать связки мягкими и способными выполнять технические действия подобно девятисекционному хлысту. Он говорит, что, прежде всего, мы должны научиться напрягать и расслаблять суставы, связки и мышцы. И еще: способ тренировки определяет способность к атаке и самообороне; разработанные суставы в дальнейшем будут определять вашу боеспособность. Наиболее важно разрабатывать плечи, талию, бедра, голени, лодыжки, грудь и позвоночник. Не менее важно использовать все их вместе, как девятисекционный хлыст. Этот тренировочный метод Сэнсэй Асаи называет «дзю-дзин-хо», что можно перевести как смягчение связок.
1) Растяжка
2) Расслабление
3) Движение (повороты)
Разрешите мне рассмотреть эти вопросы более подробно.
1) Растяжка Сэнсэя Асаи в основном состоит не только из последовательного чередования напряжения и расслабления связок, но также из воображаемого применения напряженных и расслабленных связок в действии.
2) Расслабление в основном заключается в энергообмене между внутренней и внешней средами благодаря дыханию; мы должны вообразить себе этот процесс, чтобы тренировать связки. Если вы не используете этот тренировочный метод, вы тренируете лишь форму, а не силу движения. Взгляните на 1~4 фотографии (рис. 2): вытолкните свою энергию изнутри наружу, затем потянитесь и почувствуйте приток энергии в ваше тело. Каждый раз, выпрямляя руки в локтях, делайте глубокий вдох; при этом растягиваются связки.
3) Эти повороты также помогут вашим связкам. Чтобы выполнить это движение, используйте лодыжки, поясничный, грудной и шейный отделы позвоночника как оси вращения. Это тренировка позволит раскрепощать и фиксировать ваши суставы. Взгляните на 5~8 фотографии (рис. 2): в зависимости от того, которой из осей вращения вы уделяете больше внимания, движение будет немного меняться. Фотографии 9~11 (рис. 2): в этом упражнении используется как движение, так и вращение. Мы можем использовать все наши суставы, вращая их вокруг своих осей различными способами: например, открывая и закрывая, описывая окружности, сгибая и разгибая (в зависимости от типа растягивающего упражнения и от того, какой именно сустав вы растягиваете в это время). Например, рассмотрим тренировку плечевого сустава. Пожалуйста, имейте в виду: если у вас закрепощенные плечи, то кулак движется очень медленно, а значит, вся сила остается в вашем плече и не достигает цели. Именно поэтому очень важно раскрепостить плечи, сделать их более мягкими; при этом не менее важно держать голову прямо и вытягивать шею вверх, чтобы не сдавливать суставы. А теперь посмотрите на схему растяжки плеч (рис. 3). Эти тренировочные методы для связок плеча разработал Сэнсэй Асаи. Можете ли вы добиться сильного удара плечом, не используя все тело (см. фото 12)? Я думаю, у большинства людей плечи закрепощены, и поэтому удар окажется слабым. По этой причине я расскажу вам о тренировочном методе Сэнсэя Асаи (см. фото 13~15): когда работаете над этой техникой, не думайте о теле — просто используйте плечо и ключицу. Это приведёт к очень сильной атаке.
Как только вы научитесь использовать ваше плечо должным образом, рука будет естественно «щелкать» в локте за счет мышц спины, что позволит вашей атаке обвиться вокруг атаки противника.
Посмотрите на фото 16~17, а затем на фото 18~19. Здесь ваша рука должна быть использована, как девятисекционный хлыст. Несмотря на то, что ваш противник сможет попытаться блокировать атаку, ваша рука хлестко ударит его сзади по шее. Атака хайто по затылку также очень эффективна. Эту идею можно также использовать при выполнении защитных действий. Когда выполняете блок, не останавливайте его в определённой точке; вы должны пробить насквозь и блокировать с высокой амплитудой, при этом раскрыть оборону противника и, управляя его техникой, одновременно атаковать. Фото 20~22 показывает движение, при помощи которого можно легко добиться мягкого «щелка» с передачей силы от плеча к предплечью без потери энергии. Если мы занимаемся этим упражнением во всех направлениях (вверх, вниз, внутрь, наружу, вправо, влево), мы сможем справиться с соперником в любой ситуации из любого положения.
А теперь, когда мы уже позанимались этими упражнениями, перейдем к следующему упражнению (см. фото 23~25). Эти фотографии наглядно демонстрируют, как два движения — блок и контратака — сливаются в одно. Не стоит разбивать его на две части; необходимо мгновенно перейти от защиты к контратаке.
Хлёсткое движение ногой
Tetsuhiko Asai, Japan Karate Shotokai
А теперь представьте себе ноги, работающие по тому же принципу, с такой же мягкостью, как и руки. Как и рука, нога также может быть использована, как хлыст. Если мы взглянем на фото 26, то увидим, что это не просто круговое движение ногой: все суставы ноги используется, как в китайском девятисекционном хлысте. Используя тело по этому принципу, удар ногой может быть нанесен разными способами. Например, на фото 27~29 изображены последовательные блок и атака в колено. Здесь нет отдергивания ноги назад; только единое и плавное движение. Так же как и рука, нога может обвиться вокруг руки или ноги атакующего противника.
Учитель Асаи способен ударить ногой с близкой дистанции. Это достигается благодаря подвижности суставов и мягкой технике. В обычном каратэ большинство людей думают только о том, как бы закрепить суставы во время удара ногой.
На фото 30~31 изображена техника идори — удар ногой из положения сидя. Эта техника самообороны объединила в себе идеи девятисекционного хлыста и технику каратэ. Она может быть выполнена только в том случае, если ваши суставы достаточно гибкие и раскрепощенные.
На фото 32~33 показан блок гэдан укэ. К сожалению, фотографии не могут показать и охарактеризовать всю мягкость и непрерывность этой техники. Тем не менее, каждый должен помнить, что это не просто блокирующая техника. Каждый должен приспособиться к движениям противника, чтобы блок мог стать атакой в любое время (фото 34~35). Мы должны уметь мгновенно принимать решение, какую именно технику использовать против своего оппонента.
Сэнсэй Асаи говорит: «Пожалуйста, будьте внимательны и осторожны, когда занимаетесь этими упражнениями. Совершенствуйте свое мастерство шаг за шагом. Вы должны дать своему телу время привыкнуть к этой технике, изучить ее. Как вы уже успели заметить, эта техника разбита на множество частей. Отрабатывайте эту технику по частям в определенном порядке, и тогда ваше тело сможет естественно и непринужденно выполнять каждую часть техники по отдельности. Затем объедините все эти части в одну технику, чтобы получить максимальную скорость движения. Если вы с самого начала будете пытаться сделать его с максимальной скоростью, вы можете получить серьезную травму, поскольку вы не дали своему телу изучить все надлежащие углы движений, требуемые для каждого шага, составляющего эту технику».
Идеи, изложенные выше, — для новичков. Сэнсэй Асаи работает над гораздо более продвинутыми и сложными техниками. Если каратист (с любой квалификацией), впервые пытающийся освоить этот метод, сможет «схватить» хотя бы 30% изложенного выше материала, автор верит, что это настоящее достижение.
Жизненно важные точки (кушо) и закалка кистей рук (тэссашо)
Tetsuhiko Asai, Japan Karate Shotokai
Кушо — это способность нанести удар по противнику, который «выключит» его на определенное время после атаки. Это время определяется техникой.
Тэссашо — это усиление или закалка кистей рук при помощи различных материалов. Наиболее известный из используемых материалов — железный песок.
Используя технику тэнкэцу дзюцу, не важно, насколько силен ваш противник; легким прикосновением он будет поражён.
Что такое тэнкэцу дзюцу?
Техника Сэнсэя Асаи очень глубока. Один из примеров глубины его знаний — понимание и применение тэнкэцу дзюцу. Тэнкэцу дзюцу — это техники атаки акупунктурных (биологически активных) точек тела человека. В Китае эти точки использовались для применения в боевых искусствах, Цигун и традиционной медицине. Тем не менее, представители медицины знают не обо всех точках, которые используются в каратэ. Точки, которые могут быть использованы для оздоровления, могут также быть использованы для разрушения организма. В боевых искусствах, атакуя жизненно важные точки, можно вызвать ослабление, онемение, а также причинить боль противнику. Чтоб понять эту технику, Сэнсэй Асаи вынужден был путешествовать по всему Китаю, и ему улыбнулась удача, когда он прикоснулся к этим знаниям. Этим техникам не учат открыто из-за их опасного действия, тем не менее, мы попросили Сэнсэя Асаи дать нам специальное введение в эти техники и их объяснение. В теле человека всего 365 суставов, 72 точки, вызывающие паралич, и 36 точек, вызывающих смерть. В дополнение к этому вы должны знать, что кровь и энергия «чи» циркулируют в теле. После того, как это сказано, я могу дать вам введение в эту технику. Если вы атакуете противника свом пальцем в определенную точку в определенное время суток, может остановиться циркуляция как крови, так и энергии, что вызывает паралич или смерть противника. С давних времён своего существования человек имел естественный биоритм. Каждый человек просыпается с утра, спит ночью и ест, когда голоден. В зависимости от времени суток циркуляция крови может меняться. Поэтому когда вы атакуете определенную точку в определенное время с определенным воздействием на нее, вы сбиваете и путаете естественный ритм человека. И тогда получается, что вы просто «выключаете» ритм тела, разрушая его. Зона вокруг биологически активной точки может испытывать различные симптомы, включая болезненность, оцепенение, паралич или потерю контроля. Результат атаки зависит от ее потенциала.
К несчастью некоторых людей, в том числе и участников соревнований по боевым искусствам, этот тип атаки может произойти во время обычного тренировочного процесса или соревнований, приведя к смертельному исходу без умысла виновного. С немедицинской точки зрения это происходит вследствие того, что спортсмен получил удар в определенную точку тела в определенное время суток, что и вызвало естественный сбив циркуляции крови и энергии «чи». Эти жизненно важные точки также опасны на протяжении всего дня, хотя их эффект ограничен. Это может случиться с любым человеком во время прогулки, случайно поскользнувшимся и упавшим, задев при этом определенную точку в определенное время, что сделает его неспособным двигаться. Кроме того, в противоположность тому есть теория, при помощи которой можно лечить травмы.
Тем не менее, очень важно указать, что изучение тэнкэцу дзюцу может быть очень опасным. В прошлом эти знания хранились в строжайшем секрете, и лишь немногие были допущены к ним. Само название тэнкэцу дзюцу часто изменялось для поддержания секретности.
Для того чтобы приступить к изучению тэнкецу дзюцу, необходимо знать следующие пункты.
1. Каждый должен знать расположение акупунктурных точек, а также органы, около которых они расположены.
2. Каждый должен знать пути циркуляции крови и энергии «чи», а также биоритмы.
3. Каждый должен знать теорию тэнкэцу дзюцу.
4. Каждый должен изучить технику ударов пальцами.
5. Каждый должен практиковать атаки по акупунктурным точкам.
6. Каждый должен тренировать точность; вы должны уметь поразить точку движущегося противника в темноте.
7. Каждый должен уметь атаковать с дальней дистанции.
8. Каждый должен изучить, как атаковать, даже когда очертания противника не ясны или когда что-либо располагается между вами и противником.
Конечно, даже если ваш противник двигается в темноте, вы должны уметь найти любую точку. Используя лишь одни глаза, это было бы довольно сложно; поэтому каждый должен использовать все свои чувства для поиска цели. Чтобы совершенствовать это, Сэнсэй Асаи изготовил манекен человека реальных размеров, указав на нём все жизненно важные точки. Пользуясь этим манекеном, он мог заниматься тэнкэцу дзюцу с различных углов и различных положений, используя не только глаза, но и все сознание целиком. К тому же он использовал кратчайшие и скорейшие пути для поражения цели. Во время показательных выступлений Сэнсэй Асаи не поражает эти точки: вместо этого он атакует определенные участки мышц. Если, выполняя технику тэнкэцу дзюцу на противнике, вы используете лишь один палец (иппонкэн), то в конечно счете вы можете повредить его. Поэтому для максимальной эффективности атаки пальцем необходимо выждать момент, когда противник наиболее слаб, и тогда вам не понадобится слишком сильный удар — вы достигнете максимального эффекта при минимальных затратах энергии.
Например, вероятно, вы заметили, что на вдохе ваш соперник слаб. Вы же должны выдыхать во время атаки. Поэтому, атакуя противника в момент его выдоха, от вас требуется меньше силы и мощности, а эффект будет максимальным.
Диаметр акупунктурных точек составляет около 4 мм. Во время атаки по жизненно важным точкам необходимо не просто бить; в момент контакта с целью важно поворачивать палец на 45 градусов по часовой стрелке или вибрировать им. В зависимости от атакуемой точки и желаемого результата используются различные техники: сильные или слабые, проникающие или поверхностные.
Сэнсэй Асаи говорит, что можно атаковать не только эти точки, но также и соединяющие их пути. Центр переднего отдела тела называется «ниньяку», а заднего — «токуньяку». Используя внешнее ребро ладони и внутреннюю сторону предплечья, мы можем перекрыть циркуляцию крови и энергии «чи». Техника тэнкэцу дзюцу основана на том, что в теле человека постоянно циркулирует энергия «чи»: в центр переднего отдела тела впадает путь «ниньяку», а в центр заднего отдела — «токуньяку». Поразив эти пути, довольно просто остановить биоритмы и циркуляцию энергии противника. Это может быть проделано при помощи шуто (рубящим движением внешним ребром открытой ладони).
Как сделать «железный кулак»?
Вернемся к п. 8: необходимо так натренировать свои руки и пальцы, чтобы стало возможным атаковать сквозь разные вещи. Это называется тэсашо. Прежде чем начать изучать тэнкэцу, необходимо закалить разные части тела (например, пальцы).
Эта идея берет начало с тех времен, когда «кулак должен был проломить череп тигра, ребро кисти сломать шею быка».
Асаи сэнсэй считает, что это слишком, тем не менее, он сам способен сломать пальцем металлический брусок. Поэтому использование закаленных участков тела для нанесения атак по 36-ти жизненно важным точкам действительно смертельно.
Способы тренировки тэсашо
Основной способ тренировки тэсашо очень похож на тренировку с макиварой. Тем не менее, в китайском кэмпо в зависимости от стиля существует множество методик. Кто-то набивал руки в емкостях размером с кулак, кто-то — в больших корзинах. Наполнителем могут быть различные материалы, но обычно начинают с песка и продолжают зелеными бобами, металлической дробью, и даже китайскими целебными травами для укрепления рук. Формула целебных трав хранится в строжайшем секрете, поэтому ее практически невозможно вывести из Китая, и сэнсэй Асаи вынужден использовать другие методы. Одним из наиболее важных факторов в тэсашо является принятие мер осторожности: необходимо заботиться о своих руках после тренировки; лучшая защита — китайская мазь из целебных трав. Когда вы молоды, у вас хорошая циркуляция, поэтому ваши руки заживают быстро; однако с возрастом циркуляция замедляется, и для ее восстановления в тренируемой области использование мази является жизненно необходимым.
В противном случае это приведет к недостатку циркуляции и появлению чувства холода и онемения в соответствующих областях. Когда сэнсэй Асаи был молод, он не пользовался мазью, и это привело к проблемам со зрением. Когда его китайский друг узнал об этих проблемах, то спросил, почему тот не заботится о своем здоровье, и предложил мазь в качестве подарка. С тех пор каждый раз после тренировки сэнсэй Асаи пользуется этой заживляющей ушибы мазью, которая содержит более 50 китайских целебных трав. Асаи сэнсэй считает, что в занятиях важна постепенность; другими словами, нужно начинать с небольших негрубых материалов, медленно увеличивая размер и жесткость: сначала песок, потом рис, затем бобы, и только потом можно перейти к металлической дроби. На о. Тайвань люди после многих лет тренировок используют в качестве цели длинные стебли бамбука, расположенные на стене. Учитель Асаи также рекомендует читателям начать набивать руки с различных углов о свои ноги. Это позволит развить в то же время развить ноги. Поначалу рука будет испытывать небольшую боль, и пальцы станут мягче. Ладонь очень чувствительна и содержит много суставов. Необходимо развивать ее силу для использования в качестве оружия. Также необходимо знать, как поразжать цель, иначе можно повредить ударную часть. При ударе нетренированной частью по жесткому предмету вы непременно поранитесь. Необходимо понимать для достижения результата необходимо правильно тренироваться долгое время, и только после 6 месяцев занятий можно наблюдать какой-то эффект. Однако для превращения кулака в настоящее оружие необходимо тренироваться многие годы.
Часть 4
Техника
Tetsuhiko Asai, 9 Dan, International Japan Bujutsu Karate Association
Техника сэнсэя Асаи не имеет начала и конца, она может быть использована в любое время и в любой ситуации. Он считает, что в настоящих боевых искусствах нет украшений и лишних движений. Необходимо поразить цель всего одной решительной атакой, и если не получилось, то завершить дело второй. Соперники Асаи не видят его атаки, а замечают лишь ее стремительность. Невозможно предугадать, когда и откуда придёт его атака. Существенным отличием техники Асаи является отсутствие ритма, что не дает противнику предугадать тайминг атаки, и именно поэтому у нее нет начала и конца. Теперь легко понять, почему Асаи называют «ураганом». Дыхание тесно связанно со способом движения. Грубо говоря, вы должны уметь контролировать свое дыхание во время занятий, т.е. научиться сохранять мышцы в расслабленном состоянии при замедленном дыхании. Сэнсэй Асаи тренируется в течение десяти минут, стараясь дышать как можно меньше. Для читателей, кто находит сложным следовать идеям Асаи, мы покажем некоторые из них.
Tetsuhiko Asai, 9 Dan, International Japan Bujutsu Karatedo Association
Рисунок А (справа):
Коленом атакуйте акупунктурную точку, находящуюся чуть локтя.
Рисунки В–С (справа):
Коленом атакуйте акупунктурные точки, находящиеся внутри или снаружи от колена противника.
Техника Асаи основывается на его знаниях и гибкости суставов. Это невозможно проиллюстрировать на страницах журнала. На этот раз мы попросили его показать необычное каратэ.
Рисунки А–D (слева):
Атакующий (Скотт Лэнгли) наносит удар дзёдан цуки; одновременно защищающийся (Тэтсухико Асаи) протягивает удар на себя, правой пяткой быстро вытягивает левую ногу нападающего. Затем Асаи своим коленом атакует акупунктурную точку противника, находящуюся на внутренней стороне колена последнего, и толкает его в слабое направление.
Свою силу Асаи черпает не из одного источника: гибкое тело и разработанные суставы позволяют ему раскрыть потенциал спины, ног, таза, использовать щелчок (снэп) локтей и плеч. Все эти источники энергии находятся в его распоряжении; он использует их естественно, в зависимости от ситуации, без лишних потерь.
Tetsuhiko Asai, 9 Dan, International Japan Bujutsu Karate Association (IJKA)
Рисунки Е–Н (справа):
Хлестким движением Асаи отражает атаку противника гьяку цуки. Это защитное действие переходит в атакующее (удар наносится по шее сбоку), и затем он опрокидывает атакующего на пол.
Рисунки I–L (посередине):
Чтобы выполнить эту технику, необходимо сначала отклониться назад (не уходя). Необходимо достичь давления, которое должно вытолкнуть вас вперед. Затем вы должны «войти» в защиту противника и, захватив его плечо и локоть, толкнуть в слабое направление. Вы должны правильно распознать акупунктурную точку противника.
Рисунки M–P (слева):
Схватив за руку противника, выполняющего дзёдан гьяку цуки, повернитесь, дергайте и бросайте. В данном случае необходимо использовать скорость противника. Ваше тело должно быть расслабленным, суставы раскрепощенными, и тогда небольшим движением вы сможете дестабилизировать положение центра тяжести и оторвать противника от земли.
Tetsuhiko Asai, 9 Dan, International Japan Bujutsu Karate Association (IJKA)
Рисунки Q–T (справа):
Используйте правую ногу для защиты от удара ногой. Не ставя ногу на пол, ударьте противника в область паха. Это довольно простая и эффективная техника.
Рисунки U–X (слева):
В то время как противник атакует чудан ои цуки, своевременно войдите в его защиту. Захватив его правую руку, при помощи предплечья толкните противника в горло и повалите на пол. Если вы незнакомы с акупунктурой, вам придется приложить много усилий для выполнения этой техники.